Олег ДОРОГАНЬ

Если меня спросят, кого бы я выделил из людей своего времени, – точнее, лучшего из времён, в которых мне суждено было жить, – я, долго не задумываясь, назвал бы наших советских космонавтов, а среди них особо Але​ксея Леонова, летчика–космонавта Советского Союза №11, первого среди равных и всё-таки стоящего наособицу.   

Недаром и главная книга его названа «Время первых», и на её основе снят прекрасный одноимённый художественный фильм. И это, безусловно, прекрасно, что время первопроходцев космоса запечатлелось в отечественном общественном сознании как время первых. А когда время не первых, увы, в таком времени и жить неинтересно и, пожалуй, не престижно…

Алексея Архиповича Леонова я видел всего лишь раз в жизни, в городе Гагарине на Гагаринских чтениях, они традиционно ежегодно начинаются 9 марта. Эта встреча произошла в 2016 году, в год 55-летия полёта первого человека в космос, и произвела она на меня сильное незабываемое впечатление.

Сам Алексей Леонов о Гагаринских чтениях написал так: «…Юрия Гагарина не стало 27 марта 1968 года. Вот уже более сорока лет 9 марта, в день его рождения, я отовсюду в город Гагарин людей привлекаю – три дня идёт конференция, и каждый год всё новые и новые интересные открытия в жизни Юрия происходят. Мы по блёсточкам штрихи к Юриному портрету собираем, и гагаринский характер вырисовывается. Да, он необычный был человек: своим трудолюбием, гипертрофированной обязательностью выделялся… Улыбкой».

Я увидел Алексея Леонова, когда он был уже в преклонных летах, однако от него исходила такая энергетика жизнелюбия и энтузиазма, такая аура молодости, что мне невольно подумалось: такие люди отмечены особой печатью Божьей, и за ними тенью вослед ходит не смерть, а бессмертие. Небожитель! И в то же время такая простота и доступность в общении, что можно просто диву даваться.

В его облике и в его речи не было ни чуточку фальши или напыщенности, высокомерия или заносчивости, во всём видна была неиспорченность славой, а ведь эта слава мирового масштаба, и, если можно сказать, вселенского значения.

Для нынешней молодёжи, пожалуй, всегда интересны у прославленной личности или живой легенды, как сейчас любят говорить, шаги к достижению этой славы. А здесь не просто шаги – здесь восхождение на космический Олимп. Ну, да можно ли восхождение в космос приравнивать к олимпийским достижениям? Бери, пожалуй, выше!

Шаг за шагом – и чтоб ни разу не оступиться, войти в бездну и в ней не пропасть, не кануть. Да, такой путь, такая стезя – удел или участь избранных. Избранничество это идёт от силы воли самого человека, ступившего со стези земной на нелёгкую стезю покорения космоса. И в то же время за каждым шагом этого человека явно стоит Божье провидение. Не зря потом сам Леонов скажет о себе: «Космос научил меня молиться»:

«Помню, находясь на обрезе шлюза «Восхода–2» в разбухшем скафандре, подумал – Господи, помоги мне войти обратно! А ведь я атеист, и не робкого десятка вроде! Это заложено в нас где-то внутри. Хочется пристального внимания к тому, что ты делаешь…».

Можно и не быть поэтом, чтобы увидеть в образе этого человека романтику подвига, а в ней неисчерпаемую, как космос, поэзию. Он вышел на звёздный большак, покорив бездну – между планетой Земля и открытым космосом. И эта бездна – это и бездна Духа. А сам Леонов – воплощённый пример победы маленького человека с неисчерпаемо великой силой воли и духа над неисчислимо огромным пространством Вселенной, где звёздные вёрсты зовут и пугают, а Человек идёт, преодолевая всё на своём пути, через тернии к звёздам.

Это человек, преодолевающий неимоверное сопротивление материала, пространства и времени, но при этом тонко и чутко чувствующий и слышащий Вселенную. И вот что он сам сказал об этом: «Первые слова, которые я сказал, шагнув в пустоту (я их не помню, но они записались): «А Земля-то круглая». Но вообще-то космос – это, конечно, гармония. Когда смотришь на фотографии сверхновых взрывов, «схлопывания» галактик, снятые телескопом «Хаббл», – вот это хаос, и это страшно. А я увидел, когда вышел в космос, полную цветовую гармонию. По цветам я чётко разделил их на колеры Рокуэлла Кента и Рериха. Когда двигаешься с Солнца на ночь – это Кент, а в обратную сторону – Рерих. Музыка тоже звучала. На тёмной стороне Земли, где нет помех, я отчётливо слышал звук своего дыхания и как бьётся моё сердце. Эти звуки выстраивались в какое-то музыкальное повествование. Сравнить его можно со звучанием терменвокса, электронными композициями Вячеслава Мещерина».

Обладая уникальным даром художественного видения, Алексей Леонов, отражая Вселенную в своих размышлениях и картинах, то явно, то исподволь утверждает своё предназначение первопроходца открытого космоса. И нельзя не прийти к убеждению, что именно ему самой судьбой, самим Богом даны были такие полномочия, определено его первородство в этой сфере. 

Что побудило Алексея стать космонавтом? Романтический склад личности? Безусловно. Недаром он обладал даром художника и рисовал на картинах Землю и Космос. И юношеские фантазии, благодаря его целеустремлённости и силе характера, реализовались. Однако для романтика готовились невероятные испытания, проверка на излом, на прочность.

12 минут 9 секунд – время пребывания Леонова в открытом космосе. Казалось бы, что они перед вечностью? А это как раз те мгновенья, которые и увековечивают подвиг человека и всего человечества в освоении космоса.

Дыханье вечности в этих 12-ти минутах в знак бессмертия космонавта–героя. Потом это дыхание будет воспроизведено в художественном фильме «Космическая Одиссея – 2001» по роману Артура Кларка.

18 марта 1965 года с космодрома Байконур на борту корабля «Восход–2» стартовали Павел Беляев, как его называли, космонавт от Бога, и Алексей Леонов. При выходе на орбиту стала надуваться шлюзовая камера, присоединённая к люку корабля. Второй пилот Леонов, пройдя через неё, совершил первый выход человека в космос. Затем миссия пошла не так, как планировалось.

Алексей Леонов вспоминает:

«Когда создавали корабль для выхода в открытый космос, то приходилось решать множество проблем, одна из которых была связана с размером люка. Чтобы крышка открывалась внутрь полностью, пришлось бы урезать ложемент. Тогда бы я в него не поместился в плечах. И я дал согласие на уменьшение диаметра люка. Таким образом, между скафандром и обрезом люка оставался зазор по 20 мм с каждого плеча.

На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре – около 600 мм, а снаружи – 10–9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жёсткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги – из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землёй было некогда. Пока бы я им доложил… пока бы они совещались… И кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот – и всё… гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешёл на второй режим, всё «село» на свои места.

На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию, пошёл в шлюз не ногами, а головой вперёд. Взявшись за леера, я протиснул себя вперёд. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль всё равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объёма кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза – 1 метр, ширина скафандра в плечах – 68 см). Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошёл до 190. Мне всё же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции и не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк. Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удаётся, как будто на голову кто-то льёт. Тогда у меня было всего 60 литров кислорода на дыхание и вентиляцию, а сейчас у «Орлана» – 360 литров… Я первый в истории вышел и отошёл сразу на 5 метров. Больше этого никто не делал. А ведь с этим фалом надо было работать, собрать на крючки, чтобы не болтался. Была громадная физическая нагрузка.

Единственное, что я не сделал на выходе, – не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера «Аякс», способная снимать через пуговицу. Её нам дали с личного разрешения председателя КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации скафандра я не смог до него дотянуться. А вот киносъёмку я сделал (3 минуты камерой С-97), и за мной с корабля постоянно следили две телевизионные камеры, но у них была невысокая разрешающая способность. По этим материалам потом сделали очень интересный фильм.

Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, – начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм – это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом… Вначале мы в оцепенении сидели. Всё понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10–12°С). А давление растёт… Малейшая искра – и всё превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули… видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува… Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация: ведь с одной стороны охлаждение до –140 °С, с другой – нагрев до +150 °С… Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять… Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк, и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах».

Космонавтам пришлось справляться с семью авариями. Из них три были жизненно опасны, существовала опасность взрыва, отказала система управления. Чтобы перейти в режим ручного управления, Павлу Беляеву пришлось отстегнуться от кресла. Он перенаправил корабль, настроил тормозную установку и вновь вернулся на своё место.

Такие операции по ручному контролю ранее не проводились, и впервые их выполнил именно Беляев. Космонавт затратил на это 22 секунды. Но за это время корабль сошёл с нужной траектории и отклонился от курса на 165 километров. По этой причине космонавтам пришлось приземляться в тайге. Спасатели нашли их только через четыре часа.

Для того чтобы посадить вертолет, спасателям нужно было подготовить специальную площадку. На это потребовалось двое суток. К тому же до вертолёта пришлось добираться на лыжах. Эти дни стали самыми тяжёлыми для них. На улице были 30-градусные морозы, а их одежда не была приспособлена к таким холодам. Но они справились. Спустя двое суток Леонов и Беляев были спасены.

***

Интересно, как человек слышит Космос, его вселенский зов? Как он его чувствует потом, находясь с ним наедине? Понятно, что это нечто невыразимое, потаённо–сокровенное. В своей книге «Время первых» А.А.Леонов попытался это выразить, а потом был снят художественный фильм «Время первых», на съёмках которого легендарный отважный космонавт был консультантом. И все перипетии опасных состояний, в которые угодил космонавт, были явлены для всех.

Оглядываясь на судьбу–биографию космонавта, испытываешь такое впечатление, что сам космос выбрал его из четырёхмиллиардного человечества и вызвал к себе в открытое пространство. Космос распахнулся перед ним, а он открылся перед космосом. Осуществилось Откровение, правда, не без рисковых опасностей, что могли стать роковыми. 

Я один из тех ребят, что восторженно в марте 1965 года  встретили весть о выходе в космос нашего советского космонавта, впервые в истории человечества. И мне, конечно же, казалось, что всё прошло по плану, выверено, точно и чётко, а иначе и быть не могло – все считали, что по-другому у нас в стране не бывает!

С этой уверенностью я и жил всё это время, пока вся правда обо всех трудностях и несостыковках того исторического полёта не открылась передо мной, как и перед всей страной.

Но тем выше и весомее становится значение самого подвига Алексея Леонова, и вся правда о нём не только не умаляет его, а придаёт ему подлинного величия.

Перед нами предстаёт Человек, перешагнувший через вселенскую бездну. Первый среди равных из тех, кто обозначил это неповторимое Время первых. Один из тех, кто этому времени придал статус и высоту первородства.

Об этом времени первых Алексей Леонов очень точно и ёмко написал: «Сегодня освоение космического пространства идёт довольно «вяло» по сравнению с тем всплеском разума и энтузиазма, который был в 60–70-е годы прошлого века. Порой кажется, что люди, сотворившие космическую эпоху, были к нам «засланы» откуда-то «сверху». Прежде всего, это Сергей Павлович Королёв, объединивший вокруг себя таких же истовых людей, которые напоминают мне иногда апостолов. Ишлинский, Рязанский, Кузнецов, Бармин»…

Пусть говорят, что имя Алексея Леонова и его коллег уже давно не на слуху. Дескать, многим эти имена ничего не говорят, так как космонавтикой интересуются единицы. И якобы уже давно забыли, что он был такой в числе первых космонавтов СССР, не говоря уже о том, чем его полёт отличался от полётов его коллег. Пусть говорят – и будут говорить, – такова диалектика человеческого развития: прогресс немыслим без регресса. Однако, по мнению людей компетентных, вклад Алексея Леонова в развитие космонавтики не менее важен, чем достижение Юрия Гагарина, он всё-таки стал первым, кто покинул космический корабль и вышел в открытый космос. Помимо этого Алексей Леонов был человеком творческим, сумел оценить красоту космоса и планеты Земля с околоземной орбиты и отразить на своих картинах, и его картины передают подлинную красоту Вселенной.

И любимая женщина для него явилась целой Вселенной. Как пишет его дочь Оксана: «Уверена, что именно великая любовь к незаурядной женщине, преданность и верность ей помогли моему папе развить в себе всё лучшее, что было заложено в его характере и стать таким целостным, успешным, уверенным в себе и абсолютно неординарным, – Героем эпохи и Настоящим Человеком!»

Со своей женой Светланой Алексей Леонов познакомился ещё во время учебы в авиационном училище и буквально за три дня сделал предложение и сыграл свадьбу: нужно было возвращаться в часть. Светлана даже свадебное платье сшила всего за одну ночь. Через два года после свадьбы у Леоновых родилась старшая дочь Виктория. А в 1967 году, через два года после возвращения Леонова из космоса, родилась вторая дочь Оксана. В 1996 году Виктория умерла, ей было всего 35 лет. Девушка работала в Главном управлении «Совфрахт» Министерства морского флота, и скоропостижно скончалась после того, как побывала в командировке в Америке, от заболевания гепатитом, осложнённым пневмонией. Алексей Архипович тяжело переживал смерть дочери, справиться ему помогли остальные члены семьи, включая внуков Даниила и Карину.

***

Вселенная прекрасна и в то же время таит множество опасных тайн.

Преодоление невольного страха перед её бездной выводит к постижению самого себя, а через это и к познанию высших истин.

Алексей Леонов откликнулся на вселенский зов, и объятья космоса испытал на себе, как не испытал никто другой, и приступил к его творческому освоению, восприняв как свою миссию – и это стало великим смыслом его жизни.

Вселенная подобна женщине, ибо женское начало в ней преобладает, превалирует. В ней действует закон вселенского отражения, когда всё отражается во всём, словно она смотрится в зеркало. И художественные полотна А.Леонова – это своего рода зеркала Вселенной.

Алексей Леонов отразил Вселенную в себе и вне – как космонавт и как художник. Он был наедине со всей Вселенной, испытал её невероятный размах, подавляющее волю видение бесконечности, и остался верен ей, любовно отображая все её краски, вслушиваясь в звуки её гармонии, вобравшей дыхание и стук его сердца.

И со своей половинкой – маленькой женственной вселенной, своей любимой женщиной Светланой, ставшей супругой, сумел прочувствовать, испытать всю полноту бытия.

Отражая Вселенную, подчинив себя всецело закону вселенской связи и всеобщего отражения, космонавт рисовал её, как если всё время находился над Землёй в безвоздушном пространстве.

Вселенная и сама художница, щедро рассыпая невероятное богатство цветовых гамм, рисуя грандиозные феерические космические видения. Так же как в музыкальной гармонии содержатся мажорное и минорное звучание, диезы и бемоли, и во вселенской цветовой гармонии неисчерпаемо богатое спектральное количество оттенков, полутонов, нюансов. Даже на Земле почти не увидишь одинакового восхода солнца или его заката, а в космосе и подавно – не увидишь ни одного одинакового пейзажа. 

И Леонов – как пейзажист космоса – старался это выразить, показать как можно полнее и всеохватнее. И это у него получалось и прибавляло ему не мнимого, а подлинного величия.

А выходцем он был из простых советских русских людей, казалось бы, не претендующих на какое-то избранничество.

Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка, ныне Тисульского района Кемеровской области. Был восьмым ребёнком в семье. Отец – Архип Алексеевич Леонов (1893—1981) родился в Орловской губернии, работал на шахтах Донбасса, выучился на ветеринара и зоотехника, а 1937 году отец был репрессирован. Его посадили без суда и следствия за конфликт с председателем колхоза. Семью выгнали из дома, а соседям позволили разграбить имущество «врагов народа». Семья с матерью Евдокией Минаевной (1895 –1967) переехала к родственникам в Кемерово, где в барачной 16-метровой комнате их проживало 11 человек. Отца едва не застрелили на этапе, он отсидел два года, а в 1939 году был реабилитирован: помог его бывший сослуживец по дивизии красных латышских стрелков – Лудзиш.

В 1947 году семья переехала по новому месту работы отца в город Калининград, где Алексей Леонов в 1953 году он окончил среднюю школу.

Там он рано проявил художественный талант, оформлял стенгазеты. Его брали в Рижскую академию художеств, но он не имел в Риге средств к существованию и решил стать лётчиком.

В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в Кременчуге, куда поступил по комсомольскому набору. В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ), получил распределение в 113-й гвардейский истребительный авиационный полк 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 69-й воздушной армии Киевского военного округа, а в 1959 году направлен старшим лётчиком в Группу советских войск в Германии, 294-й отдельный разведывательный авиационный полк 24-й воздушной армии.

В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов, первопроходцев космоса. Вместе с Юрием Гагариным он  тренировался по программе космической подготовки.

После совершения полёта на космическом корабле «Восход-2» 18–19 марта 1965 года и первого в истории космонавтики выхода в открытый космос, подполковнику Леонову А.А. за успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1965–1969 годах А.А.Леонов в группе космонавтов принял участие в подготовке по лунно-облётной и лунно-посадочной программам. Вместе с О.Г.Макаровым входил в состав первого из трёх сформированных в 1967 году экипажей для облёта Луны. В начале декабря 1968 года, невзирая на неудачи предшествующих беспилотных запусков, члены трёх подготовленных экипажей написали в Политбюро ЦК КПСС письмо с просьбой разрешить стартовать немедленно. В США облёт Луны планировался на 21–27 декабря 1968 года. Пилотируемый запуск намечался на 9 декабря 1968 года, однако разрешение так и не было получено. В 1969 году два экипажа, в том числе экипаж Леонова, продолжали подготовку к высадке на Луну, но подготовка прекратилась после двух неудач с запуском ракеты Н–1 и успешной высадки на Луну 21 июля 1969 года экипажа «Аполлон–11».

Будни космической подготовки проходили по жёсткому регламенту, расслабляться было некогда, и при этом космонавт не оставлял учёбу, занимался в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, которую успешно окончил 1968 году.

По иронии судьбы человека, согреваемого лучами славы, постоянно преследовали опасные, порой курьёзные ситуации, которые в любой миг могли стать роковыми. 22 января 1969 года А.А.Леонов ехал в правительственном кортеже в автомобиле, обстрелянном офицером Виктором Ильиным в ходе покушения на Леонида Ильича Брежнева, но, слава Богу, не пострадал. В этом тоже можно было увидеть некое знамение – словно незримый покров свыше охранял его.

В 1971 году А.А.Леонов был назначен командиром основного экипажа «Союза-11», совместно с В.Н.Кубасовым и П.И.Колодиным. Однако перед самым стартом медкомиссия дала отвод Кубасову, и весь экипаж сменили. Вместо них на задание полетели дублёры – Г.Т.Добровольский, В.Н.Волков и В.И.Пацаев, погибшие во время посадки спускаемого аппарата. Словно по какому-то мистическому знаку для А.А.Леонова не состоялся этот полёт на верную гибель.

В 1975 году, 15–21 июля, совместно с В.Н.Кубасовым, А.А.Леонов совершил второй полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе «ЭПАС» (программа «Союз – Аполлон»), с продолжительностью полёта — 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунд. Именно тогда впервые состоялась стыковка космических кораблей СССР и США, двух стран различной общественно-экономической формации.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм генерал-майор авиации А. А. Леонов 22 июля 1975 года награждён второй медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина.

Неуспокоенность и активная гражданская позиция – эти качества всегда отличало великого космонавта, человека окрылённого и целеустремлённого. В 1970–1991 годах он заместитель начальника Центра подготовки космонавтов. С 1973 года – председателем Всесоюзного совета по комплексу ГТО при Спорткомитете СССР, членом НОК СССР, организационного комитета Олимпиады 1980 года в Москве. В 1981 году он окончил адъюнктуру при Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского.

***

Живя на Земле, все земные дела и встречи космонавт не хотел, да и

не умел заземлять. Всему придавал духоподъёмный импульс.

Человек романтической направленности, не мог он ни на миг расстаться с космосом, вдохновенно рисовал его и писал о нём книги.

Будучи достаточно зрелым человеком, он вернулся к своему детскому увлечению и прославился в качестве художника. На счету Алексея Леонова почти две сотни картин и пять альбомов репродукций. Он самозабвенно писал пейзажи Земли и космоса, портреты своих друзей и сюжеты. В своей работе использовал акварель, голландскую гуашь и масло, осуществляя свои художественные замыслы в стиле фэнтези.

В содружестве с художником–фантастом Андреем Соколовым он создал ряд почтовых марок СССР на космическую тему. Дебют творческого дуэта в филателии состоялся в марте 1967 года, когда художниками была выполнена серия из трёх марок, посвящённая Дню космонавтики. В октябре того же года увидела свет серия из пяти марок «Космическая фантастика», посвящённая освоению Вселенной. Следующая серия из 6 марок Леонова–Соколова вышла в сентябре 1972 года к 15-летию космической эры. В композиционном решении эта серия не была похожа ни на одну из предыдущих работ авторов. Художественное поле каждой марки было разбито на две части: на большей из них изображены достижения советской космонавтики на тот момент, на другой – будущее космической эры. Марки этой серии были признаны лучшими марками СССР 1972 года в разделе «Советская наука и техника». К 15-летию первого выхода человека в открытый космос был выпущен почтовый блок СССР с рисунком А. Леонова и факсимиле его подписи.

Леонов много читал, и вообще был разносторонним человеком. Любил фехтование, велосипедный спорт, большой теннис, охоту, баскетбол. Много времени проводил с фотоаппаратом и видеокамерой. Он сам начертил проект своего дома, выстроил его в Подмосковье и последние годы своей жизни провёл именно там.

Писал научные работы и исследования, иногда сам, иногда в соавторстве с другими учёными. Являлся кандидатом технических наук, на его счету четыре изобретения и более десяти научных трудов. Его работы касались тем космонавтики – создание скафандра, цветовые и световые характеристики зрения и острота зрения космонавтов после космического полёта.

В 1967 году Алексей Леонов издал свою первую книгу под названием «Пешеход космоса», вслед за ней в соавторстве с В.Лебедевым вышли публикация «Особенности психологической подготовки космонавтов» (1971) и «Психологические проблемы Межпланетного полёта» (1975). В 1977 году вышла книга с нго рисунками «Солнечный ветер». В 1980 году он опубликовал иллюстрированную своими рисунками книгу, получившую название «Выхожу в открытый космос». Обе эти книги были  ориентированы на детскую аудиторию. В 1981 году в соавторстве с А.Соколовым вышла книга с иллюстрациями «Жизнь среди звёзд» Почти через четверть века издана книга с репродукциями авторских картин «Земная и космическая живопись» (2004). И, наконец, в 2017 году вышла в свет книга «Время первых: Судьба моя – я сам….», составленная дочерью Оксаной Леоновой.

В 2017-м состоялась премьера кинокартины «Время первых», правдиво отразившей подвиг космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова, которых сыграли Константин Хабенский и Евгений Миронов.

«Мы мечтали быть первыми, хотели сделать то, что не по силам другим», – пишет Алексей Леонов.

Отважный космонавт, он удостоился немалых заслуг и наград. Он – дважды Герой Советского Союза (1965, 1975 гг.), генерал-майор авиации (1975 г.), лауреат Государственной премии СССР (1981 г.), член Высшего совета партии «Единая Россия» (2002—2019 гг.).

Он всегда был активным общественным деятелем, кипучим инициатором многих начинаний и свершений. Однако не всегда в стране востребовано было его дело. И он напишет, как его «ушли» в итоге: «В 1991 году меня отправили на пенсию. А произошло это так. Накануне ГКЧП вызвали меня к себе министр обороны маршал Дмитрий Тимофеевич Язов и первый заместитель председателя Совета обороны, член ЦК КПСС Олег Дмитриевич Бакланов. Сообщили: быть вам новым начальником Центра подготовки космонавтов. Однако затем в стране случилось… Сами знаете что… И меня не начальником сделали, а уволили. Вот так всю жизнь отдать делу, потом бац – и не нужен…

Это было за пять лет до выхода моего срока службы. И сделали это за то, что у меня в программе кандидата в депутаты было создание Коммунистической партии России, создание Академии наук России, Академии художеств, программа доступного жилья вокруг Москвы.

9 марта 1992 года я был уволен с действительной военной службы в запас по возрасту. Исключили из списков части 23 марта 1992 года.

Меня убрали с окладом летчика испытателя в 450 рублей. А тогда бутылка водки так стоила. А у меня семья, дети…

Скажу прямо – не я ушёл на пенсию, меня «ушли». Я был кандидатом в депутаты, и моя программа вызывала раздражение. Последним решением ЦК КПСС меня и уволили в запас. Было мне всего 58 лет. Надо было как-то жить…».

И в космонавтике последовали «реформы», которые сводились к сокращению кадров и сворачиванию космических программ.

Провожая второе тысячелетие и встречая третье, находясь в отставке, Алексей Архипович возглавлял инвестиционный фонд, занимал пост вице-президента «Альфа-банка», и по велению души и сердца занимался благотворительной деятельностью, стараясь помогать людям с ограниченными физическими возможностями.  

***

В фантастическом романе Артура Кларка «2010: Одиссея–2» и в его экранизации «Космическая одиссея 2010», в честь Алексея Леонова назван советский межпланетный космический корабль.

О знакомстве с писателем–фантастом Артуром Кларком он написал целую главу, в которой рассказывает, как 1968-м году в Вене была премьера фильма Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года». И там он встретился и познакомился с самим Артуром Кларком, британским писателем, рассказ которого «Часовой», опубликованный в 1951 году, лёг в основу фильма. Вместе с кинорежиссёром Стэнли Кубриком они разработали сценарий фильма, и Леонов считал, что на эту тему умнее фильма ещё никто не сделал. Считал он, что нет ему равных и по размаху съёмок, по применению самых последних оптических и звуковых эффектов.

«Глубочайшая философия Кларка! А фильм, что интересно, идёт всё на фоне вальса Штрауса. «На прекрасном голубом Дунае». Этот вальс сопровождает в фильме демонстрацию космических достижений, под него перед зрителями проплывают летательные аппараты… Там первобытный человек начинает долбить костью, потом бросает кость, она летит, начинается вальс, и потом эта кость превращается в орбитальную станцию…

Ну, а заканчивается всё тем, что показывают ребенка, который находится в чреве матери… Силуэтно так… Он ещё в чреве, и он смотрит на мир…».

Вселенная, в которой зачат ребёнок, и он наедине со всей Вселенной.

Артур Кларк тогда спросил у Леонова: «Ты на меня в суд не подашь? Мы использовали в фильме записи твоего тяжёлого дыхания в открытом космосе…».

– Нет, конечно! – ответил ему Алексей Архипович.

И у них завязались тёплые доверительные дружеские отношения. Ещё Леонов поведал писателю–фантасту идею космического лифта, и тот её использовал для другого своего романа, этот роман вышел в 1982 году.

В том же году писатель приезжал в СССР. Его возили на ВДНХ, ознакомили с экспонатами космических кораблей. После ВДНХ его привезли в Звёздный городок. Там ему устроили встречу с генералом Береговым – руководителем Центра подготовки космонавтов. Затем в кинотеатре Звёздного городка ему показали документальный фильм «Наш Юра». Побывал почётный гость в кабинете Гагарина, а Леонов подарил ему маленький кусочек самолёта, на котором погиб первый космонавт мира, а также вручил медаль, выпущенную к 20-летию полёта Гагарина.

Затем космонавт повёз своего друга–фантаста к себе в гости, и за обеденным столом знаменитый писатель признался:

– Я написал роман «2010: Одиссея–2». Можешь сделать для него предисловие?

Когда Леонов написал предисловие, Артур Кларк ему сказал:

– А знаешь, как называется большой корабль, на котором происходят эти все действия?

– Представления не имею.

– Это секрет, но я тебе скажу. Он называется «Алексей Леонов». Что ты об этом думаешь?

– Я постараюсь быть хорошим кораблём…

Очевидно, что космическая программа «Союз–Аполлон» вдохновила писателя на создание своего нового романа. В нём космический корабль «Алексей Леонов» с советско–американским экипажем на борту отправляется на Юпитер, чтобы разгадать тайну оставленного на орбите Юпитера «Дискавери».

Алексей Леонов вспоминает, что Артур Кларк командиром экипажа в этом романе сделал женщину-космонавта под фамилией Орлова, а для членов экипажа взял фамилии наших диссидентов: Сахаров, Марченко и др. Первый русский перевод начал печататься в журнале «Техника – молодежи» в 1984 году. И вдруг печатать его прекратили…

А Леонова вызвали в ЦК партии и начали проработку: вот, мол, вы напечатали такое произведение, где экипаж – диссиденты. Наш космонавт об этом ничего не знал. Что касается Орловой, то он полностью был уверен, что эта героиня у Кларка от нашей известной русской актрисы Любови Орловой.

Чиновники ему в противовес:

– Ты записался в компанию к Сахарову?

А Леонов, недоумевая от их несуразных вопросов, им в ответ:

– Я знаю, что есть такой великий учёный, которому мы обязаны тем, что у нас вовремя появилось самое страшное оружие – ядерная бомба. Это что – плохая компания?

К нему опять с претензией:

– Вот читайте, читайте, здесь написано, что роман посвящается двум великим русским людям: Алексею Леонову – космонавту и художнику и академику Сахарову.

А он всё пытался их урезонить:

– Да вы вообще представление имеете, кто такой Артур Кларк? Это сегодня самый выдающийся писатель–фантаст. Это человек большой науки, признанный во всем мире. А вы такое говорите…

После выхода двух номеров журнала «Техника – молодёжи» с главами из романа главный редактор журнала Василий Захарченко был снят, его заместителю был объявлен строгий выговор, а публикация продолжения была прекращена. И лишь с началом перестройки роман продолжили печатать.

А фильм, ставший экранизацией романа, по мнению космонавта, «получился настоящий – умный, без страха, очень объективный. Блестящая игра американских актёров, необыкновенно совершенно, как они невесомость имитировали – всё на высочайшем уровне».

Легендарный человек, соответственно, был окружён легендами и сочинителями легенд, которые потом так или иначе воплощались в реальности.

А 11 октября 2019 года сердце бесстрашного космонавта остановилось. Алексею Архиповичу шёл 86-й год. Он был похоронен с воинскими почестями в Мытищах на Федеральном военном мемориальном кладбище.

Алексей Леонов так и войдёт в века как человек–легенда, реализовавший космические мечты человечества, всечеловек, открытый всему миру, человек воистину вселенский. И не может быть сомнений в том, что именно в таком вселенском смысле история сохранит его имя навсегда.