Александра Лицарева
Предание о вскрытии гробницы Тамерлана как о причине начала войны, вызванной кощунственными действиями (именно таковыми расцениваются в ряде религий вскрытия могил) получило широкое распространение спустя более полувека после окончания Второй мировой войны, прежде всего благодаря Интернету: на форумах нередко выкладывают статьи на эту тему, вызывая комментарии и оживлённые дискуссии. При этом верящие в проклятья и заточённого в гробнице духа войны зачастую не учитывают факты, а ответственность за развязывание войны перекладывается с Гитлера на археологов и Сталина, приказавшего вскрыть могилу.
Здесь реализована общая идея войны как признака грядущего конца света. Можно вспомнить сборник пророчеств[1] о наказаниях за глобальные грехи человечества (таковым церковь считает атеизм). «Наказание за грехи заменяется бедствиями, вызванными войнами, экологическими катастрофами, столкновением Земли с астероидом и т. п.»[2]. По классификатору Ю. Е. Березкина можно сопоставить встретившиеся в тексте фольклорные мотивы с похожими - из группы «Катастрофы» (С 25. Эсхатологические ожидания. С 36. Последняя битва)[3].
Тамерлан может рассматриваться как существо хтоническое или как минимум инфернальное, из потустороннего мира, и в связи с внешним видом, по поводу которого ещё остаются разногласия (был ли Тамерлан светловолосым индоевропейцем), и из-за физических дефектов, которыми наделены посредники между мирами. Выступает он и в роли ходячего покойника, ожившего монстра, успокоившегося лишь после проведения обряда захоронения. Один из спинных позвонков Тамерлана, как у всех Тимуридов, деформирован. Также показателем принадлежности к роду стала большая голова. Тамерла́н имеет много имён, как некогда это было у Бога, когда одно из обращений табуировано. Тиму́р, Амир Тему́р, Тимурле́нг. Известно, что Тимур был сухорук и хромал на правую ногу. Великий среднеазиатский властелин Тимур получил прозвище Железный Хромец после того, как его нога была тяжело повреждена. Виной тому ранение в бою или туберкулёз голени. Вспомним костяную ногу бабы Яги, медведя на липовой ноге. Необычно и появление героя на свет. Это отчасти напоминает мифы о появлении Афродиты из морской пены, Афины из головы Зевса, версию о рождении Ильи Муромца и Жихарки с ложкой… «Будущий великий правитель родился в 1336 году в монгольском племени барлас и, как гласит легенда, волосы его были белы, как снег, а в руке откуда-то взялась запёкшаяся кровь» [4]. Вспомним миф о Геракле (Геркулесе), задушившего змей в младенчестве. «По селению молниеносно поползли слухи о том, что родился великий человек»[5].
Существуют легенды, связанные с возникновением гробницы. В одной из них завоеватель наделён способностью разговаривать с предметами. «Каждому воину, уходившему в бой, он приказал оставить по камню на кургане. А потом, возвращаясь с поля боя, забрать свой камень. И возвращались люди. И забирали камни свои. Но не все камни были разобраны. Оставались они, эти камни. И тогда он подходил к ним, и брал каждый из них, и тихо разговаривал с ними о чём-то... Оставшихся камней становилось всё больше и больше…и соединялись они в огромные каменные плиты…»[6] Здесь использован бродячий мотив насыпания курганов уходящими и вернувшимися воинами. «Сразу после захоронения на гробнице Тамерлана было выбито предостережение желающим вскрыть саркофаг. "Нарушивший завет Тимура будет наказан, а по всему миру разразятся жестокие войны", - гласила надпись» «Во всех пирамидах египетских фараонов были ровно такие же надписи». Немало легенд связано не только с образом Тамерлана, но и с самой экспедицией. «Ходили слухи о сотрудниках НКВД, участвующих в экспедиции»[7].
Сюжет о Тамерлане следует отнести к группе фольклорных текстов, в которой причиной бедствий становится воля человека, нарушение запрета, а не пассивное ожидание расплаты.
Проклятье Тамерлана, перешедшее на вскрывших его могилу, можно сопоставить с проклятьями, наложенными на клады, а также преданиями о гробницах фараонов и о духах, охраняющих некое место. Кстати, по некоторым версиям могилу Тамерлана вскрыли в поисках богатств, необходимых для лучшего вооружения армии Советского Союза. «В своей книге М. М. Герасимов писал, что "одной из основных задач экспедиции являлась документация подлинности вскрытого захоронения Тимура"»[8].
Существовало предсказание о том, что если прах Тамерлана будет потревожен, начнётся великая и страшная война. Более того, новая версия причины начала Второй Мировой войны имеет непосредственную связь с работой археологов. «19 - 21 июня 1941 года советские археологи по личному распоряжению Иосифа Сталина вскрыли гробницу Тамерлана, и потревожили прах Тамерлана, тем самым приведя в действие его проклятие. 22 июня началась Великая Отечественная война»[9].
Образы трёх седовласых старцев как хранителей мудрости или посредников между мирами вбирают в себя также христианскую символику Троицы, хотя здесь относятся к исламскому миру. При пересказе они именуются аксакалами, ангелами, пророками, хранителями гробницы… Встречаются старцы и в отечественном кинематографе. В фильме «Белое солнце пустыни», например, связанные с прецедентным высказыванием «Отцы, давно сидите?»
Роль надписей в фольклоре велика, вспомним хотя бы слова на камне о том, что ждёт путника на той или иной дороге. «Речь пойдет о надгробной надписи в мавзолее Гур - Эмир в Самарканде, которая гласит: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет». Также эта надгробная надпись известна под другим названием «Проклятье Тамерлана». "Того, кто потревожит прах великого Завоевателя, ждут кровопролитные войны"»[10].
В мае 1941 г. большая команда московского НКВД, сопровождаемая экспертами ленинградского Эрмитажа, выехала в Самарканд для вскрытия гробницы. Хранитель мемориала Масуд Алаев, придя в ужас, показал приезжим предостерегающую надпись, выбитую на гробнице в год смерти Тамерлана: тот, «кто осмелится потревожить покой усопшего властелина и вскрыть гробницу, выпустит на свою страну страшных демонов опустошительной войны» [11].
«Жуткая по масштабам легенда о проклятии Тамерлана»[12], связанная с именами Жукова и Сталина, претерпела ряд изменений после своего появления. «Легенда гласит, что в гробнице завоевателя был заточен злой дух войны, освобождение которого и навлекло на страну невероятные бедствия. Поэтому нельзя было тревожить захоронение»[13]. Появление существа из иного мира сопровождается свечением или запахами. Перед появлением дьявола чувствуется запах серы. Особые запахи были и при вскрытии гробницы. «- Едва приподняли крышку, - вспоминает кинооператор, - в воздухе запахло чем-то дурманящим. А другие вскрытые гробницы вообще никакого запаха не имели. Мне стало как-то не по себе. И тут внезапно погас свет. За предыдущие три недели раскопок такого ни разу не было. По словам Каюмова, свет потом столь же внезапно загорелся, как и пропал, только через три часа. Причем экспедиционный электрик так и не понял, в чем было дело»[14]. В продолжение злоключений «при вскрытии крышки сломалась лебедка, освещение постоянно пропадало, прожектора гасли, а ароматные запахи, которые витали в усыпальнице при вскрытии предыдущих саркофагов, сменились на зловонный едкий смрад, сильно режущий глаза. От него не спасали даже респираторы. Естественно, что такая атмосфера только способствовала распространению слухов о проклятии Тамерлана. Тогда же к рабочей группе подошли старцы, которые умоляли закрыть саркофаг с телом Тамерлана, и не тревожить его останки. Как аргумент, старцы приводили следующее обоснование: потревожив останки Великого завоевателя, вы тем самым навлечете страшную беду, предотвратить которую будет невозможно» [15].
Данный сюжет - о начале войны после пробуждения бога войны - не является новым. Напрашивается сопоставлением с ящиком Пандоры, висящим на цепях Кощеем, которого по доброте выпускает герой, нарушением запрета и досрочным открыванием ларца с царствами, которые герой не может вернуть в исходное состояние без посторонней не безвозмездной помощи. Возникают ассоциации с Синей Бородой. Это и выпускание злого джинна, решившего после долгого сидения в заточении не выполнять желания выпустившего его, а наказать за беспокойство. Во многих сказках встречается сюжет – девушка становится женой таинственного героя, лица которого она не видит, муж ей запрещает. Однажды она не выдерживает, зажигает свечу, и в тот же миг муж покидает ее или превращается в зверя и т. д. В пересказе данного сюжета у современных людей Пандора оказывается богиней войны, она упоминается в словах старцев: «Не выпускайте Пандору». Мотив вскрытия гробницы кого-либо (прежде всего – фараонов) широко распространён, например, в кино: "Мумия" (гробница Императора Драконов) или "Маска Фу Манчу» (гробница Чингисхана).
Ретроспективно причиной войны считают и перенесённую археологами гробницу Тамерлана[16]. Когда тело Тамерлана вновь предано земле, война переходит на новую стадию, ведущую к её прекращению[17], [18], [19], [20], что не рассматривается как обычное совпадение. Персонажи и образы данного сюжета - археологи, гробница Тамерлана (мумия), старцы (или хранитель гробницы), старинные книги (или надписи на могиле), самолёт. Иногда - Жуков, Сталин.
По легенде, после захоронения ходячий покойник успокаивается. Дух разрушения и войны водружён на место. «Останки Тамерлана перевезли для изучения в Москву, где скульптор-антрополог Герасимов восстановил по костям внешний вид Тамерлана. Потом останки отправили обратно в Самарканд, где и перезахоронили 20 декабря 1942 года. Совпадение или нет, но советские войска будто бы только этого и ждали, через считанные дни, освободив от фашистов город Сталинград».
Поговаривают, что самолёт с прахом Тимуридов летал вдоль линии фронта, предопределив победу русских войск под Сталинградом. Стоит заметить, что подобным образом на тяжёлых участках фронта появлялись чудотворные иконы, после чего успех был на стороне советских войск» [21]. В то же время, согласно появившимся ранее преданиям, встреча Тамерлана с иконой (точнее – самой Богородицей) – защитницей Руси - заставила завоевателя развернуть войска. «Чтобы спасти город, великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, приказал перенести чудотворную икону Божией Матери, хранящуюся во Владимире, которая, по преданию, была написана еще сподвижником Христа, евангелистом Лукой. И в день, когда икону привезли в Москву, 8 сентября по новому стилю, Тамерлану якобы во сне явилась грозная Богоматерь в окружении огненных воинов и повелела отвести войска от Руси»[22]. «Тимур всегда подавлял восстания с необычайной жестокостью. Целые города были разрушены, жители истреблены, а их головы замурованы в стены башен»[23], хотя можно вспомнить поведение князя Владимира до крещения Руси, позже канонизированного. Это говорит о том, что в нашей традиционной культуре останки Тамерлана никак не могут считаться мощами. Но в мировосприятии современных россиян это стало возможным из-за свободного обмена мировыми сюжетами с помощью телевидения и Интернета. Известна легенда о явлении Мадонны (Богородицы) немцам. Немцы держали в церкви взрывчатку, им явилась женщина, одетая как монахиня, велела убираться отсюда[24]. Можно вспомнить сходные легенды о явлении Богородицы другим завоевателям, прежде всего Тамерлану[25].
Помимо основного сюжета – выпускания бога войны – можно выделить набор факультативных мотивов. Самолёт с мумией облетел весь Советский Союз – и война закончилась (правда, спустя несколько лет). О случае с гробницей передали Жукову, тот сказал Сталину. Пока информацию передавали, а верховный главнокомандующий распорядился вернуть мумию, шла война.
Иногда в сознании людей, читающих периодические издания, связанные с мистическими сюжетами, рассказы об обнесении города или другой территории иконой (в т. ч. на самолёте) сливаются с повествованием о перенесении останков Тамерлана в один сюжет. Тогда война, по их представлениям, оканчивается, когда самолёт с Тамерланом облетает линию фронта, т. е. прах обретает покой лишь в 1945 г.
Сюжет о вскрытии гробницы Тамерлана можно отнести и к эсхатологическим, ибо Вторая мировая война в народном сознании нередко приравнивалась к концу света. К тому же сюжет о проклятии фараонов довольно популярен. Напрашивается и вывод о типичности для устной прозы о войне других легенд о грехах человечества, ведущих к страшному суду и войне как его предвестию. Можно вспомнить не только Нострадамуса. Преподобный Серафим Саровский говорил о том, что «перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими» (что воспринимается как возникновение СССР). «На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу!», - предсказывал святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. «Перед воцарением антихриста как всемирного правителя придут в мир два пророка Илия и Енох «…и…будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней…» (Откровение Святого Иоанна Богослова» (глава 11,стих 3). Четвёртый признак - Согласно пророчествам святых старцев и прозорливцев ХХ века - в год выноса тела Ленина из Мавзолея начнётся Третья мировая война (см., например, фильм "Соль земли" о старце протоиерей Николае Рогозине[26]).
«К сожалению немало мифов создано в последние годы и о Великой Отечественной войне. За их внешней благочестивостью скрывается непонимание того факта, что зачастую, перекладывая на Бога и Его святых решение наших земных задач, создатели этих мифов тем самым принижают роль армии и народа в победе над фашистской Германией»[27]
[1] Россия перед вторым пришествием. Пророчества русских святых. Сост. С. Фомин. М.: Адрес-Пресс, 2001. 560 с.
[2] Бессонов И. А. Восточнославянская эсхатологическая легенда: источники, сюжетный состав, поэтика. Дисс…
канд. филол. наук. М., 2009.
[3] Березкин Ю. Е. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам // http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
[4] Волченков М. И снова о вскрытии гробницы Тимура: мнения и факты // http://gekelberryfin.narod.ru/main/tam.html
[5] Блог Алексея Кузнецова http://blogs.mail.ru/mail/alexxx-big/3CD1B3AB605CFA41.html
[6] Блог Алексея Кузнецова http://blogs.mail.ru/mail/alexxx-big/3CD1B3AB605CFA41.html
[7] Моисеенко А. Злой дух вырвался на свободу // Комсомольская правда. 23 и 25 ноября 2004 г. // http://e-samarkand.narod.ru/1941_1.htm?
[8] Айни К. С. // http://khovar.tojikiston.com
[9] Версии: проклятье Тамерлана // Тайная канцелярия // http://jurbookclub.at.ua/blog/versii_prokljate_tamerlana/2011-01-31-5
[10]Версии: проклятье Тамерлана // Тайная канцелярия // http://jurbookclub.at.ua/blog/versii_prokljate_tamerlana/2011-01-31-5
[11] Волченков М. И снова о вскрытии гробницы Тимура: мнения и факты // http://gekelberryfin.narod.ru/main/tam.html
[12] Моисеенко А. Злой дух вырвался на свободу // Комсомольская правда. 23 и 25 ноября 2004 г. // http://e-samarkand.narod.ru/1941_1.htm?
[13] Моисеенко А. Злой дух вырвался на свободу // Комсомольская правда. 23 и 25 ноября 2004 г. // http://e-samarkand.narod.ru/1941_1.htm?
[14] Моисеенко А. Злой дух вырвался на свободу // Комсомольская правда. 23 и 25 ноября 2004 г. // http://e-samarkand.narod.ru/1941_1.htm
[15]Версии: проклятье Тамерлана // Тайная канцелярия // http://jurbookclub.at.ua/blog/versii_prokljate_tamerlana/2011-01-31-5
[16] Усыскин Л. Тот, кто прошёл стороной // http://www.polit.ru/analytics/2010/02/27/tamerlan.html
[17] Ирина Алексеевна, дежурная 8 этажа студенческого общежития ДСВ. Из личного архива – А. Б.
[18] Лебедев Алексей Владимирович, 1988 г. р. Аспирант филологического факультета МГУ. Родился в г. Сарове Нижегородской обл. Из личного архива – А. Б.
[19] Тамерлан // Википедия http://ru.wikipedia.org/
[20] Администратор Татьяна // http://faszinierend.narod.ru/sredi-nas6.htm
[21] Волченков М. И снова о вскрытии гробницы Тимура: мнения и факты // http://gekelberryfin.narod.ru/main/tam.html
[22] http://blogs.mail.ru/mail/alexxx-big/3CD1B3AB605CFA41.html
[23] Проклятие Тамерлана // http://www.zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=tamerlan
[24] Скоробогатько Н. Чудеса Божии на фронтах Отечественной войны. Свидетельства очевидцев. М.: Белый город, 2007. С. 39.
[25] Дьяченко Г. Духовный мир. М., 2006. С. 332 – 333.
[26] http://rusprav.org/2007/Ragozin/Ragozin.html // (видео) «Соль земли. Протоиерей Николай Рагозин (1898-1981). Поучения и пророчества о будущем России»
[27] Тарасов В. В. Роль православия в победе над фашистской Германией: мифы и реальность. // Проблема бытия в контексте войны и мира: Россия после Великой победы (к 65-летию победы в Великой Отечественной войне): материалы Всероссийской конференции, 16 – 17 апреля 2010 года. Филиал ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет туризма и курортного дела» в г. Анапе, 2010. С. 41