В 20-х годах ХХ века по всей России начались  массовые гонения на Русскую Православную церковь: храмы и монастыри были закрыты и разграблены , православное духовенство подверглось сильнейшим репрессиям.  Примерно в 1922 году в Спасо-Преображенском мужском монастыре г.Рославля Смоленской области было проведено изъятие церковного имущества.Иконы , украшенные драгоценными камнями , бесследно пропали,также исчезли и многие другие изделия из серебра, принадлежащие монастырю … .    
Прошло много лет . Храмы и монастыри открылись вновь . Среди жителей г.Рославля распространилось предание о том , что якобы настоятелю монастыря о.архимандриту Рафаилу Баутину удалось спрятать часть монастырского серебра . Предание это перешло в легенду,которая жива и в наши дни. Именно об этой легенде и пойдет речь ниже . Но сначала небольшой рассказ о монастыре , о том ,что хранил он долгие годы до революционного переворота.  
1. Есть в городе  Рославле обитель старинная…  
             На высоком берегу речки Становки расположился в городе Рославле Смоленской губернии Спасо-Преображенский мужской монастырь.Время его основания неизвестно, но существует мнение , что он был в Рославле задолго до 1560 года. В Х1Х веке в городе существовала легенда о происхождении монастыря. ЕЕ приводит в своей книге ,,Опыт собирания исторических записок  в городе Рославле” историк Рокачевский С.С. :

,,В Середине ХV века  на месте монастыря был сплошной лес. Однажды там  охотился кухарь, т.е. повар боярина , и на него напал медведь . Кухарь погибал, но проходившие мимо старики- крестьяне отогнали медведя . В благодарность за свое спасение кухарь построил на этом месте богадельню для престарелых . Она существовала около ста лет . Постепенно среди обитателей богадельни  стали появляться старцы-богомольцы  . Они выстроили деревянную церковь Св. Ильи. Это и послужило основанием монастыря“. 

                    В эпоху смуты, 1611г. монастырь был разрушен и при них не восстанавливался. В ходе русско-польской войны 1632-1634г. Рославль был освобожден, и тогда не был восстановлен монастырь. Была построена  деревянная церковь Преображения-Господня, деревянная колокольня восстановлены кельи, весь монастырь был обнесен деревянной оградой. Он существовал и после того, как 1634г. Рославль вновь отошел к Польше в 17 веке образовалась Лобырева слобода, где жили ремесленники, работающие на монастырские нужды. После возвращения Рославля в состав России в 1639г. монастырь получил жалованные грамоты на пустоши в деревне Любовке и в под монастырской слободе.
             В середине 18 века в монастыре проживало 11 монахов, и ему принадлежало 85 душ вотчинных крестьян и 7 десятин дог сажен земли. В 1764 году после секуляризации церковных земель Екатериной второй, Рославльский монастырь перешел в разряд заштатных и должен был существовать только на собственные средства. В конце 18 века он был упразднен. 
             Вновь монастырь был открыт в начале 19 века, после чего рославльчане обратились к его настоятелю построить каменную церковь, для чего был начат сбор средств на строительство. В 1819 году собор был построен и освещен.
                Рославльский Спасо-Преображенский монастырь в течение нескольких веков был маленькой неприметной обителью. Как и многие небольшие монастыри, в меру своих сил и возможности он служил Богу и России молитвой и делом. В середине 19 века Рославль начал значительно развиваться, в первую очередь это отразилось на храмах города и  Спасо-Преображенском монастыре. Люди жертвовали деньги на колокола, иконы и многое другое. Также были пожертвованы монастырю две особенно ценные иконы ,  украшенные серебряными ризами  с вделанными в них драгоценными камнями . Приведу писание этих удивительных святынь . Первая икона – Тихвинская Богоматерь , вот ее описание: 
«По правую сторону дверей, разделяющих два придела и ведущими из трапезной церкви в настоящую, устроена при стене резная позлащенная с резными украшениями сень, увенчанная таковою же короною и опирающаяся на две витые позлащенные колонны с капителями коринфского ордера. Под этой сенью в позлащенном киоте икона Богоматери Тихвинская с изображением вокруг Ее чудес, написанная на клеенке в серебряной позлащенной ризе, с двумя таковыми же венцами, в коих весу 9 фунтов. Сверх сего на венце Божией Матери имеется круглая звезда, составленная из крупных стразов; на груди ее три мелких бриллиантовых камня, на правом плече звезда, круг коей из мелких стразов, а середина из 7-ми хрустальных камешков в виде изумруда, на руке ее круглогранёный хрустальный камень, так же в виде изумруда, обложенный вокруг мел¬кими стразами. В венце Спасителя над ликом круглый светло-синий камень в виде сапфира, а по сторонам мелкие гранаты, на плече Стразовая звезда с топазом». 
                 Теперь несколько слов о второй  не менее интересной иконе  монастыря – святой мученицы  Варвары :
       Как и Тихвинская икона Богородицы, икона святой Варвары принесена в Спасский монастырь Рославля уже названным выше юродивым. О чудесах, сопутствовавших появлению этой иконы, настоятель игумен Назарий в вышеуказанном отчете на имя епископа Иосифа не упоминает. В отчетах игумена Илла¬риона Летяги о ней также нет упоминания. Возможное время появления - первая половина XIX века.
До революции икона почиталась богомольцами и была украшена серебряным окладом. Вот как об этом нам сообщает «Книга для главной описи церковного имущества» по Преображенскому монастырю:
«По левую сторону дверей, ведущих из трапезной церкви в настоящую, в позлащенном, с резными украшениями киоте, об¬раз великомученицы Варвары, с изображением  чудес ее вся икона в серебряной позлащенной ризе, в коей весу 5 фунтов 12 золотников»
            После прихода к власти большевиков православная церковь фактичски была поставлена вне закона .  Храмы и монастыри разрушались, а священники подвергались репрессиям .  Монастырь был закрыт 16 августа 1929 года. 
              В 1929 году в здании монастыря разместился музей истории и природы края , но побыл он здесь недолго, и в скоре переехал в здании бывшей городской гостинице, в котором находится и по сегодняшний день.  Во время Великой  отечественной войны   в здании монастыря образовался Спасо-Преображенский приход.
              Возрождение монастыря началось в 1996 году . 28 декабря 1996 года на заседании Священного Синода РПЦ было принято решение о возобновлении монастыря в городе Рославле Смоленской области. Настоятелем был назначен игумен  Сергий (Зятьков).
                Вернемся  теперь к основному нашему вопросу о происхождении  Рафаилового клада. Время появления легенды – это время изъятия церковных ценностей из храмов Рославля . Считаю необходимым провести фрагмент главы ,, изъятие ценностей “ из книги  иеромонаха Рафаила ИВОЧКИНА ,, Крестный путь архимандрита Рафаила БАУТИНА “. ( издательство ,, Свиток “Cмоленск  2002г.)

2. Изъятие ценностей.
В Рославле изъятие ценностей прошло без столкновений. Епископ Рославльский Вениамин обратился к пастве с воззванием о передаче ценностей на нужды голодающих.
Монастырь не владел большим количеством золотых изде¬лий, но много было серебра. Известны рассказы пожилых прихожан о том, что действительно монастырь владел серебряными окладами икон, крестами и так далее. Рассказы эти подтвердились архивными документами. По описи; хранящейся в Российском Государственном Историческом Архиве, видно, что в монастыре было серебряных изделий общей массой 38 килограммов. Чтимые иконы Тихвинская и Св. Варвара были украшены серебряными ризами с бриллиантами, топазами и изумрудами. Изъятие прошло спокойно, если были какие-то народные волнения по этому поводу, то весьма незна¬чительные. В одном документе, написанном рукой архимандри¬та, видно, что изъятие прошло благополучно.
Но в другом документе (это — заявление протоиерея П. Ширяева на имя Уполномоченного ГПУ) мы видим следующее:
«При изъятии ценностей в монастыре, при попытке приступить к изъятию, власти гражданской толпой не были допущены, после чего архимандрит Рафаил служил благодарственный молебен.»
Зная о том, что Ширяев в дальнейшем примкнул к обнов¬ленцам и старался оклеветать настоятеля монастыря перед влас¬тями, можно заключить, что это не что иное, как клевета. Тем более, ни в одном обвинении отца Рафаила Советской властью нет даже упоминания об изъятии ценностей. И только в одном I протоколе, выше указанном, рукой самого архимандрита сделана приписка после записей Уполномоченного. Да и дела по обвинению в утаивании, нежелании передачи и сопротивлении перед властью при изъятии нет.

3. Легенда о Рафаиловом кладе .
Легенда о Рафаиловом кладе гласит  том , что отец архимандрит Рафаил успел спрятать часть серебра перед изъятием церковных ценностей .
           С давних времен по Рославлю ходило предание о существовании подземного хода , ведущего ко всем храмам и некоторым другим городским зданиям . Как раз именно в этом  месте и предполагали многие жители Рославля найти монастырские сокровища , но к сожалению не подземного хода ни монастырского клада им обнаружи ть не удалось , а ведь эта была главная версия о нахождении монастырского имущества. Существовали также и другие места , где якобы и находятся спрятанные настоятелем монастыря серебрянные и золотые изделия вместе с драгоценными камнями.
Некоторые старожилы утверждают , монастырское имущество зарыто под полом Александро-Невской церкви монастыря, другие же говорят что клад находится в самом Спасо-Преображенском соборе .В нем, при входе на хоры,
в стенах узкого хода есть два отверстия , в которых и прятал архимандрит золото и драгоценные камни. 
        Как бы то  ни было , а легенда о Рафаиловом кладе и сейчас продолжает ходить по городу Рославлю . Зная о том , что в монастыре хранятся некоторые серебряные изделия и предметы, принадлежавшие монастырю до революции, то можно сделать вывод ,что некоторую их часть  настоятель успел передать верным людям , которые после падения безбожной власти возвратили в монастырь хранимое.  

При подготовки данной статьи использованы материалы описи монастырского имущества, опубликованной в книге ,, Паломник земли Рославльской”иеромонаха  Рафаила (Ивочкина)